Что не так? Фильм «Люди Икс: Апокалипсис»


После трудноусвояемых и громоздких «Дней минувшего будущего», сумевших сквозь пространственно-временные парадоксы связать старых и новых «иксов» воедино, от «Апокалипсиса» ожидали чего-то стоящего, уже без каких-либо поблажек. Избавившись от проблем наследия, взяв самого могущественного антагониста и пополнив и без того нехилый каст, новые «Люди Икс» вновь выдают крайне неоднозначное и, что куда более важно, блеклое зрелище. Что же на этот раз помешало мистеру Сингеру?

 

Неопределенность

 

«Апокалипсис» до самых финальных титров так и не определился, кем он хочет быть и по каким правилам играть. У любой современной киноадаптации комиксов есть два основных пути развития: трендовая реалистичность с драмой, околофилософией и прочей софистикой, либо классические CGI-карусели с эффектом мозгоотключения. «Апокалипсис», как примерный сын Marvel, попробовал усесться сразу на два стула, с серьезной миной повалившись на пол.

Жонглируя приемами и целевой аудиторией, «Апокалипсис» проходит мимо всех: одних будет раздражать дырявый сюжет, стремление героев разговаривать исключительно лозунгами и плоский пафос из 2000-х, другим же не придется по вкусу общая монотонность произведения и искусственно нагоняемая серьезность картины.

 

Клишированность

 

1

Нет, сами по себе клише не так уж и плохи, но не когда весь фильм состоит из избитейших штампов. Судите сами: антагонист — древнее зло — решает разрушить мир после 5 минут просмотра телевизора (здесь должна быть шутка про Киселев-ТВ), ему противостоит кучка школьников, которым руководят два главных героя со сложными взаимоотношениями, причем один из них каждую серию разочаровывается во всем роде людском, а затем вновь искупает свою вину.

Не обойдется и без внезапно найденных отцов/сыновей, а решающий удар по врагу, разумеется, нанесет внешне самая слабая из «иксов», у которой как раз вовремя открылись сверхсилы. И все это не фанфик от девятиклассницы по любимой вселенной, а вполне серьезное произведение. Если буквально каждая сцена читается еще за 5 минут до ее начала — это ни есть комильфо. Вершиной шаблонности картины стал окровавленный Чарльз Ксавьер, что почти победившему врагу заявляет: «Ты не победишь, потому что ты один!» — вы ведь тоже вспомнили эту сцену из «Ордена Феникса»?

 

Главный злодей

 

Да, с комикс-злодеями всегда сложно по очень даже естественной причине — все они, непобедимые и всесильные, должны сливаться за один эпизод, уступая место новым антагонистам. Только вот Апокалипсис не просто «непобедимый и всесильный», а самый непобедимый и самый всесильный из всех врагов «иксов». Местный аналог Таноса (с удивительным внешним сходством), которого Marvel подготавливает к «Войне бесконечности» уже несколько лет. Подобной выдержки у «Людей Икс» не оказалось, так что главная имба «иксовой» вселенной сливается в местечковой битве со школьниками… nuff said.

Весь обширный репертуар способностей Апокалипсиса остается нераскрытым, его мотивация отдает юношеским максимализмом, но никак не мудростью древних (Апокалипсис a.k.a. Эн Сабах Нур тусил еще в XXX веке до н.э.), а на место четырех могущественных и верных слуг берутся рандомные ноунеймы (за исключением, разумеется, Магнето), но не достойнейшие из зловещих. Самое обидно, что на все это односерийное непотребство выделяется не очередной статист, а целый Оскар Айзек. Казалось бы, зачем?

 

Актеры

 

496242

Прежде чем в меня полетят помидоры, стоит прояснить: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер и Дженнифер Лоуренс прекрасные актеры. Прекрасные актеры, которым стало очень скучно в опостылевшей киновселенной. Фассбендер и МакЭвой уже третий эпизод кряду отыгрывают один и тот же диалог («Эрик, в тебе есть светлое, я в тебя верю — Да, Чарльз, но этот мир все отнял у меня» x3), а Лоуренс с абсолютной отрешенностью перемещается по сюжету. Звездное трио устало от «иксов», а Брайан Сингер нечто свежее в их образ принести не может — этот вывод напрашивался уже по окончанию «Дней минувшего будущего». В «Апокалипсисе» ситуация только ухудшилась.

Новый набор совсем юных актеров ситуацию не спасает, а наиболее статусная Софи Тернер так и не смогла сбросить ауру Сансы Старк (как и десяток лишних килограммов). За всех старается отдуваться Эван Питерс, но его роль уж очень ограничена.

 

Брайан Сингер

 

3

В 2000-ом Брайан снял первых «иксов», получивших очень хорошую прессу и дав, по сути, старт всей киновселенной Marvel. Если Marvel все эти годы эволюционировала (пусть и не всегда себе в плюс), то Сингер стагнировал. За 16 лет вся его рецептура, лекала не подверглись никаким временным/трендовым изменениям, что сейчас вызывает уже далеко не мягкое недоумение. Да, все это можно было выдать за крепкую такую олдскульщину, если бы количество морально устаревших приемов не перевалило за критическую черту с невыносимо серьезным лицом. От «иксов» устали не только актеры, но и главный режиссер франшизы, отчаянно не замечая этого.

Серии срочно нужно нечто свежее, а зрителю выкатывают клубок бесконечных самоповторов, уповая на фанатскую ностальгию, отчего «Люди Икс» все более начинают походить на затянувшийся и заплесневелый сериал. Да, порой самокопирование выглядит достойно (очередная прекрасная сцена с Ртутью, например), да и много статусных режиссеров строят свое творчество на нескончаемой веренице отсылок к самим же себе, от Коэнов до Вуди Аллена, но… Quod licet Iovi, non licet bovi.

Кому смотреть
  • Очень преданным любителям комиксов

 

Посмотреть

Люксор IMAX Сочи

 

Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор»