Алексей Турыгин — о выходе на планетарный уровень и эфемерности границ


Алексей Турыгин в сочинской творческой тусовке хорошо известен: он оставил свой след в культурной истории города как основатель последней реинкарнации злосчастного «Каскада» — креативного пространства Panama. Алексей рассказал SCAPP о том, куда после закрытия проекта его креативная кривая вывела, каково это — пережить стремительное разрушение границ и взрывной рост масштабов, и почему в Сочи все еще с трудом приживаются творческие проекты.

 

Что было сразу после закрытия Panama

После того, как мы закрыли проект Panama, я взял паузу на пару месяцев, чтобы привести мозги в порядок и понять, куда дальше двигаться. После этого судьба привела меня в компанию «Русский дом», где мне предложили позицию руководителя ивент-направления и поставили задачу вывести этот сектор в отдельно работающую структуру, способную реализовывать большие, крупные, интересные проекты по всему миру – чем я в данный момент и занимаюсь.

Эта работа дала мне возможность пережить головокружительное ощущение выхода на совершенно иной уровень, где вообще никаких границ не существует. В тот момент, когда совершился переход от локальной, сочинской или уральской истории к всероссийской и международной, меня все это попросту захлестнуло, и до сих пор вдохновляет. Я буквально насыщаюсь этим.

Когда ты живешь в Сочи, пульсирующая жизненная энергия немного перестраивается, ты неизбежно начинаешь существовать в более медленном ритме – и с этим ничего не можешь поделать, в этой среде ты живешь и работаешь. А если ты живешь здесь, в Сочи, а твои проекты реализуются в Москве, Питере, Брюсселе, еще где-то, то не теряешь бодрый пульс жизни и всегда остаешься в тонусе — для меня это самое комфортное состояние.

 

 

Какими проектами занимается сейчас

Все проекты разные, это каждый раз что-то новое – новые люди, новые партнеры, новые заказчики, новые локации, новые задачи. Где-то мы занимаемся технических обеспечением мероприятий или берем на себя какой-то организационный блок — это и бизнес-сопровождение различных групп и делегаций, административная работа, координация. А есть проекты, которые интересны сами по себе, одной возможностью окунуться в атмосферу, быть причастными к чему-то высокому, грандиозному, в том или ином смысле значимому.

И из знаковых проектов, которые удалось реализовать за последний год, могу назвать выставку современного искусства в Брюсселе, проект NEMOSKVA. Проект был знаковым и в целом для России, и для меня лично, потому что, во-первых, он был серьезного международного уровня, а, во-вторых, посчастливилось поработать и пообщаться с деятелями искусства, художниками, кураторами выставки, что для меня стало логичным продолжением моей деятельности в рамках проекта Panama.

Занимаясь этой выставкой, я до конца осознал, что границ никаких нет, можно делать мероприятия в любой точке мира, при этом находясь в Сочи

Предыстория такова: в августе-сентябре 2018 года по 12 городам Транссибирской магистрали прошел Международный передвижной симпозиум, в котором принимали участие культурные фигуры мирового масштаба, кураторы топовых выставок и биеннале – в общей сложности, около 60 представителей мира искусства из Германии, Британии, Гонконга и других стран. В рамках проекта были отобраны 16 работ художников из 12 городов, которые посетили участники симпозиума. И эти работы стали основой выставочных экспозиций NEMOSKVA на 2019 и 2020 годы.

Задачей нашей команды было экспонировать отобранные работы в Центре изящных искусств BOZAR в Брюсселе. Мы придумали проект выставки, застроили ее, монтировали некоторые произведения вместе с художниками. В общем, работа была интересной, и для меня она стала разрывом шаблона: занимаясь этой выставкой, я до конца осознал, что границ никаких нет, можно делать мероприятия в любой точке мира, при этом находясь в Сочи.

Еще я бы отметил наш самый первый, интересный и ценный опыт социального проекта. Это был очередной этап Всероссийского благотворительного проекта «Мечтай со мной», миссия которого — исполнять мечты детей и пожилых людей с состоянием здоровья, угрожающим их жизни. При этом мечты обязательно должны быть нематериальными, и их исполнение должно позволить участникам пережить какой-то позитивный опыт, который может положительно сказаться на психоэмоциональном состоянии, позволить детям побыть детьми, отвлечься от недетских проблем в их жизнях. И дети умеют мечтать в отличие от взрослых. Мечты бывают простые, бывают не очень, но те эмоции, которые дети получают, когда мечты исполняются — это бесценно.

 

В чем суть проекта «Мечтай со мной»

Для начала мы должны были сами найти и отобрать участников очередного этапа «Мечтай со мной». Когда мы заходили на этот проект, мы думали – да чего тут сложного, мы наберем кучу мечтающих людей! Но как раз отбор участников и их поиски оказались основной проблемой. Потому что открыто объявлять кастинг участников – значит, инициировать большой поток людей, не подходящих под наши требования, и им придется отказывать — не вполне этично получается. Поэтому мы решили работать с благотворительными фондами, которые не просто собирают пожертвования, а хорошо знают своих подопечных, погружены в их проблемы – именно через них мы нашли 80 ребят для проекта. В итоге мы реализовали мечты 40 участников нашего этапа, заявки еще 40 участников мы передали следующей проектной команде. Нужно сказать, что в ходе общения мы постоянно сталкивались с недоверием к проекту – как со стороны участников и их семей, так и со стороны фондов. Вероятно, сказывался некий негативный опыт участия в благотворительных проектах, однако мы смогли преодолеть это.

За 3 месяца наша команда реализовала мечты 40 детей из 8 регионов России. Это была работа в состоянии постоянного аврала, напряжения, потому что было необходимо проводить по два мероприятия в неделю в разных концах страны, и все их организовывала довольно малочисленная проектная команда– координатор, пиарщик, режиссер видео контента, психолог и специалист по работе с фондами. Одной из задач психолога в нашей команде было выяснить, является ли мечта истинной или нет, ведь она может быть навязана, например, обстоятельствами или родителями.

 

Какими были мечты детей

Мечта шестнадцатилетней Арины Крятовой из Воронежской области — тот самый случай, когда мечта была желанной, истинной: девочка хотела попасть на фестиваль выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, она с детства наблюдала за этим грандиозным событием. И так совпало, что у нее действительно был выпускной, и звезды сошлись, и мы смогли исполнить ее мечту. Это было непросто, Арина — необычная девочка: мы нашли ей платье, впервые в ее жизни сделали профессиональный макияж и прическу, взяли ее в пресс-ложу на концерт, правдами и неправдами выбили самое лучшее место на набережной, чтобы посмотреть проход парусников. Ее эмоции просто невозможно описать — это было что-то.

Шестилетний Максим Сучков из Сочи мечтал стать ведущим и попасть на телевидение. Когда к нам поступил этот запрос, мы сразу же связались с одним из местных медиахолдингов, провели экскурсию по телестудии. Максим познакомился с ведущими, сидел на месте диктора, попробовал почитать новости, а затем в качестве гостя побывал в радио-эфире, и мы обрыдались все – и сотрудники компании, и родители.

Двенадцатилетний Семен Валек из Екатеринбурга мечтал прокатиться на Lamborghini. Мы привезли его в Москву, на трек, и он прокатился на Ламборджини с профессиональным итальянским гонщиком. На прощанье автодром подарил Семену радиоуправляемую модель Lamborghini, и это было счастье.

Отработав на проекте «Мечтай со мной», я в полной мере на себе ощутил, что на подобных социальных проектах происходит выгорание – потому что ты им много отдаешь себя, своих эмоций. Поэтому важно, чтобы в команду, которая занимается социальным проектом, обязательно поступала «свежая кровь». Несмотря на все связанные с этим сложности, организационные и эмоциональные, в случае, если подвернется интересный социальный проект, обязательно буду им заниматься.

 

Какие дальнейшие планы

Вообще нет таких проектов, поучаствовать в которых мы не способны. Любой из них предполагает работу проектной команды, и, если проект сложный, большой, то и проектная команда подбирается более профессиональная, с дополнительными специфическими компетенциями. Самая масштабная команда на проекте никогда не насчитывала больше 10 человек. Для себя я зарекся: сотрудничать нужно только с профессионалами. Однако, если у человека горят глаза, то и с ним тоже приятно поработать, ведь не всегда так важны компетенции, как энтузиазм.

Случается меня спрашивают, комфортно ли мне работать в крупной организации после того, как я сам был собственником и инициатором знакового для Сочи культурного проекта? У меня есть опыт частного предпринимательства, и корпоративный опыт в различных сферах, я был и учредителем бизнеса совместно с партнерами, и в строительстве работал, и владел собственным баром, и организовывал креативное пространство. Для меня не главное разделение на свой бизнес или работа по найму. Если ты готов с компанией или с командой сделать что-то большее, чем можешь один,то почему бы и нет. Я точно могу сказать, что один, своими силами не смог бы реализовать проекты того масштаба, которые удалось сделать вместе с командой УК «Русский дом», потому как это просто неподъемные бюджеты. Моим уделом были бы маленькие, но не менее интересные проекты. Команда – основа всего – вот главное, что я вынес из этой работы. Если команда тянет тебя вниз – работай один. А если дает возможность достигнуть более крупных и недостижимых целей – держись за этих людей. Так что наша общая цель сейчас – повысить уровень и масштабность мероприятий, организацией которых мы занимаемся. Как нам представляется, то, что мы можем уже сейчас – это большие федеральные форумы.