Ф — филумения

Многие из нас бегают по утрам, смотрят кино в производственном количестве, читают литературу по тематическим спискам и собираются на восьмичасовые баталии в настольные игры по выходным. Но чьи-то хобби чуть более изобретательные и необычные. Экс-издатель The Village Лена Бабушкина больше десяти лет собирает советские этикетки от спичечных коробков. В её коллекции уже более 5 000 различных этикеток, из которых где-то сотня посвящена Сочи. SCAPP публикует часть «сочинской» коллекции и рассказ Лены о том, как стать настоящим филуменистом.

В Советском союзе было модно коллекционировать всё подряд. Так, мой дедушка собирал этикетки от алкоголя. А вот папа коллекционировал этикетки для спичечных коробков. Надо понимать, что коллекционные этикетки отличались от обычных. Завод выпускал отдельно набор для коллекционеров, в который входило сразу три этикетки: большая для кухонных спичек, средняя, «кабинетка», для папирос и самая маленькая для спичек под сигареты. Эти этикетки продавались отдельно, неразрезанные. Самым шиком для коллекционеров (те, кто собирали спичечные этикетки, назывались филуменистами) было заполучить экземпляр всех трёх размеров. Этикеток было много. В Советском союзе действовало сразу 16 заводов по производству спичек: в Калуге, Уфе, Туринске, под моим родным Екатеринбургом, в Прибалтике. Кстати, завод в Череповце ещё в 90-е переименовался в акционерное общество «ФЭСКО». Мне нравится его «спичечная» расшифровка: «Фосфор, эмульсия, сера, картон, осина».

В общем, начал коллекционировать спичечные этикетки мой папа. Но делал он это очень неправильно, просто приклеивая их в нотную тетрадь. Потом эта тетрадь мне досталась в детстве, я в ней что-то рисовала, писала. И уже в 20 лет я вновь на неё наткнулась. Тут мне стало интересно, что это за прикол такой был — собирать спичечные этикетки. К тому же, я тот ещё «плюшкин», мне хочется всё сохранить, починить. Этикетки были в ужасном состоянии: половина порвана, половина намертво схвачена клеем. Я аккуратно их срезала канцелярским ножом, почистила. Почти ничего не выкинула. В таком состоянии тетрадь полежала ещё парочку лет, пока я не решила основательно ими заняться. Для начала купила в нумизматическом магазине специальную книгу-кляссер, которую используют для коллекционирования монет. Принесла её домой, разложила этикетки — с этого началась моя коллекция.

Так как я уже тогда работала в медиа, у меня было понимание, как рассказать о чём угодно. Я начала сканировать этикетки, публиковать их на разных площадках, в своём блоге. Я сформировала ценность этого хобби, как коллекцию бытового утилитарного совестного дизайна. Это такой аналог современных баннеров, таргетированной рекламы в интернете. Тогда спички были у каждого — это делало их основной площадкой для рекламы. Потребительские аккредитивы, потребкооперации, новые рейсы «Аэрофлота». Такой советский маркетплейс. Было очень много социальной рекламы, отдельные серии про балет, цирк. В общем, на любую советскую тему была этикетка, а зачастую даже и коллекция.

От отца мне досталось где-то 300 этикеток. Систематизировав их все по сериям, я задалась вопросом — а где брать новые этикетки? У меня были какие-то неполные коллекционные серии или драные этикетки. Начала разбираться, где их берут. Оказалось, что в сети много площадок для коллекционеров. Основной для меня стал «Мешок». Это аукцион чего угодно. У меня сложилось впечатление, что там сидят пожилые люди и распродают свои гаражи.

«Мешок» — площадка со своей экосистемой. Дедульки, что там сидят, как мне кажется, очень ранимые. Они беспокоятся, если им не ответить быстро. Однажды я не отписалась сразу после победы на аукционе и мне пришло через полчаса сообщение: «Лена, вы меня пугаете!». Капсом, с множеством восклицательных знаков. При этом стоимость одной этикетки редко превышает 10 рублей. Да, бывают дорогие экземпляры, коллекции — так, например, я купила за 5 000 рублей серию «Аэрофлота» из 12 этикеток. Но в основном всё вращается около совсем скромных сумм. Поэтому, мне кажется, для всех этих продавцов «Мешок» скорее не про заработок, а про социальную коммуникацию, которой им не хватает. Трогательно порой смотреть на то, как они упаковывают этикетки для отправки, вкладывают их между какими-то картонками или даже между старыми фотографиями. Я будто вижу кусочек их жизни, представляю этого человека на другом конце почты.

Освоившись на «Мешке», я поняла, что этикеток море, тем множество. Нужна была система. Пошла по очень простому пути: стала собирать этикетки на близкие мне темы. Так как я из Екатеринбурга, то быстро купила всё по теме Свердловска (советское название Екатеринбурга — прим. SCAPP). Собрала серии, посвящённые балету, театру, советским фотоаппаратам.

Ещё одним моим увлечением всегда была авиация. Поэтому я стала собирать коллекции «Аэрофлота». У них, конечно, были самые козырные и дорогие этикетки. Меня грел ещё и тот факт, что на них порой была реклама чего-то зарубежного (тем более что я решила собирать исключительно советские этикетки). Так в коллекции оказалась реклама рейсов в Берлин, Будапешт или Белград с надписями на английском языке.

Собственно, благодаря «авиационной» серии у меня появилась и первая этикетка с Сочи. Это была реклама рейса «Свердловск — Адлер за 3,5 часа». Я ведь всегда любила Сочи, часто там бывала (а в скором времени и стала там жить), поэтому решила собирать этикетки и на эту тему. Сочи, конечно, в плане этикеток очень повезло. Курортная тематика всегда была популярна. Очень много серий, посвящённых Сочи: городские виды, локации, Абхазия. А ещё город часто фигурировал в каких-то других сериях. Допустим, серия про санатории — там обязательно будет этикетка с Сочи. Или рейсы «Аэрофлота», посвящённые каким-нибудь событиям. Сейчас у меня уже за сотню этикеток в «сочинской» коллекции. Но надо понимать, что количество этикеток на эту тему не бесконечно, лимит есть. И мне кажется, что я приближаюсь к нему.

Сейчас всего у меня в коллекции где-то более 5 000 этикеток. За эти годы обзавелась хорошими специальными щипчиками, купила дорогие кляссеры, которые ставлю на видное место. Уже даже начала присматриваться к специальным советским каталогам, в которых все этикетки пронумерованы, подписаны. Это такие огромные пятитомники. Задумываюсь и о том, чтобы проводить тематические выставки. Аккаунт же в инсте пару лет был неактивен, но сейчас я вновь к нему вернулась. Вокруг него уже сформировалась маленькая и очень своеобразная тусовочка. На меня подписан, например польский музей спичек, много каких-то очень странных коллекционеров из Индии, которые меня постоянно лайкают и отмечают в своих публикациях. И когда мне прилетает очередной пуш об отметке меня в какой-нибудь публикации их скромных индийских коллекций, я думаю: «Ой, боже, мои вы хорошие».

babooshkina.ru