5 инклюзивных и реабилитационных центров в Сочи

За каждым инклюзивным и реабилитационным центром стоит личная трагедия создателя. Во многих историях, которые нам рассказывали мамы и папы особенных детей, был один фатальный момент: ни во время беременности, ни в первые годы жизни малыша специалисты не видели патологии. «Не говорит — заговорит, плачет — пейте валерьянку, не смотрит в глаза — сейчас дети очень беспокойные», — вот ответы, которые слышали беспомощные родители десять и даже пять лет назад в Сочи. Ранняя диагностика в России только набирает обороты, но мы нашли центры, которые уже помогают осознать проблему до трёх лет и оперативно её решать. И если у вас есть хоть какие-то сомнения относительно развития вашего ребёнка, обратите внимание на возможности психолого-педагогической помощи в городе. В одних случаях получается полностью снимать поставленные диагнозы, в других — стабилизировать, социализировать и повышать качество жизни семьи.

ИМПУЛЬС

 ИРИНА КУЛИКОВА 
Ранняя диагностика детей от 2 лет
Наличие современного аппарата ЭЭГ (электроэнцефалография)
Игровая методика Floortime, мозжечковая стимуляция и сенсорная интеграция
Группы по подготовке к школе особенных детей, а также работа над эмоционально-волевой сферой ребёнка
В центр постоянно приезжают специалисты высочайшего уровня — кандидаты медицинских наук с многолетней практикой

Главная черта «Импульса» — комплексный подход: сочетание медицинских знаний и психолого-педагогической работы. Мой опыт показал, что ни одна даже самая совершенная методика в мире не способна дать максимальные результаты без системности. Именно по этой причине в нашем центре под руководством ведущего специалиста составляется индивидуальный коррекционный маршрут.

 «В России свыклись с мыслью, что реабилитационный центр для особенных детей может быть и в подвальном помещении. Мы категорически против этого и создали современный уютный центр, в котором родители и дети чувствуют себя комфортно.» 

За 1,5 года, что мы работаем в Сочи, на терапию к нам приезжали семьи из более чем 20 регионов России, Германии, Китая, Великобритании и Латвии. О снятии диагнозов у деток пока говорить рано, но яркий пример улучшений — моя Анфиса. В следующем году девочка, рождённая с поражениями ЦНС, пойдёт не просто в школу, а в первую гимназию города Сочи. И в этом большая заслуга именно комплексного коррекционного маршрута. Условно говоря, если малыш плохо разговаривает, ему нельзя назначить только логопеда и ждать результатов. К решению проблемы должны подключаться психологи и кинезитераписты. В каждом конкретном случае мы собираем консилиум и формируем пошаговый план реабилитации. Но даже её порой не хватает, и мы идём ещё дальше. Например, взаимодействуем с театральной студией «Суперстар», на базе которой по нашей инициативе была создана инклюзивная группа. Она работает с детками центра и улучшает их эмоциональное состояние.

МОЯ ПЛАНЕТА

 ОЛЬГА ПОПОВА 
Функциональная ABA-терапия: упор на независимость ребёнка от взрослых и развитие социально-бытовых навыков
Коммуникативные группы, которые учат общаться со сверстниками и быть в социуме
Полноценный ABA-садик для особенных детей с осени 2019
Выездные интенсивы, которые проводят московские специалисты и официальные представители компании Pyramid Education
ABA-терапия соединяется с нейрокоррекцией, логоритмикой, арт-терапией, адаптивной физкультурой и рядом других занятий

Очень часто можно увидеть родителей особенных детей, которые делят свою жизни на «до» и «после». Но я считаю, что это не верно — выход есть. И пусть АВА-терапия не волшебная таблетка, но она имеет широкую доказательную базу. Прикладной анализ поведения (ABA) — научный метод, он демонстрирует эффективность, но требует времени и упорства. Так мой сын стал активно развиваться именно благодаря этому методу. Центр в Сочи — филиал московского проекта, и в нём есть как столичные, так и локальные специалисты. Например, обладатель международного сертификата поведенческого аналитика ВСВА. Всего в России их 19, трое работают в «Моей Планете», и один из них — в Сочи.

Наш центр создаёт среду и повышает качество жизни особенных детей. Это невозможно сделать без коммуникации, поэтому мы используем различные системы альтернативной коммуникации, например, РЕСS. «Пекс» учит детей эффективному взаимодействию, независимому функционированию и желанию быть успешными в школе, дома и в обществе в целом. В сентябре в Сочи пройдёт тренинг по PECS от авторов методики, и я очень советую его посетить родителям, ведь счастье семьи — это когда она понимает своего особенного ребёнка.

МЫ ВМЕСТЕ

 НАТАЛЬЯ ШИЛЛИНГЕР 
Раннее развитие
Нет прайса, есть благотворительные взносы
Центр занимается поиском спонсоров для деток, которые нуждаются в реабилитации
Аудиокоррекция по методу Томатиса
Пул профессиональных специалистов
Поддержка родителей

Наш центр поддержки особенных детей и их родителей — некоммерческий. Но есть благотворительные пожертвования и взносы. За них мы арендуем помещение для терапии, оплачиваем работу специалистов и по возможности — реабилитацию для семей, которые не могут позволить себе массажиста, ЛФК-тренера или психолога. В центре работают дефектологи, логопеды ABA-тераписты и нейропсихологи. К разряду эффективных я бы также отнесла Томатис-терапию. Это аудиокоррекция, которая реабилитирует людей, страдающих задержкой или полным отсутствием речи. Например, одного мальчика мы вернули из постоянного витания в облаках, а другой после двух курсов начал разговаривать. К этой методике можно относиться по-разному, но эффект от наушников с усилителем костной проводимости я ощутила на себе лично.

 «Я была в Венгрии и заметила, что в стране нет доступной среды. Там — единая среда. Заезды устроены так, что комфортно всем. И в этом плане Россия застряла в Средневековье» 

Помимо работы с детьми, «Мы вместе» помогает родителям. Так, в этом году мы провели проект-перезагрузку «Я особенная мама», а также фотопроект с Наташей Масловой — «Когда папа не ушёл». Его я возила в государственную Думу и выступала с речью перед депутатами.

ВКЛЮЧИ

 НАДЕЖДА НАЗАРОВА 
Раннее развитие ребенка (от 1,5 лет)
Предшкольная подготовка
Работа с детьми любых ментальных особенностей развития
АВА-терапия, коммуникативные группы общего развития, логопеды и дефектологи
Стажировка и обучение тьюторов
Первая консультация — бесплатно

АНО «Включи» — это некоммерческий проект, и главным образом мы занимаемся организацией инклюзивного образования в школах и детских садах. Как мама особого ребёнка я столкнулась с проблемой отсутствия в Сочи системы обучения детей с аутизмом в общеобразовательных учреждениях. И если ребёнку, который не может ходить, нужна коляска и возможность передвигаться на ней по классам, то для ребёнка с аутизмом нужен тьютор. Тьютор — это специалист, который выступает в роли наставника — помогает ребёнку со школьной программой, корректирует его нагрузку и поведение в социуме. Центра по подготовке таких специалистов в Краснодарском крае не было, и мы решили создать его сами. В этом году на средства выигранного президентского гранта готовятся для сопровождения детей с аутизмом четыре новых специалиста.

В рамках нашего проекта дети учатся в обычных классах гимназий №8, №6 и посещают группу детского сада №34. В этом году двое первоклассников идут школу №13. Право получать образование в обычных школах закреплено законодательно, и мы делаем всё, чтобы на это право никто не посягал. Кроме того, в нашем центре дети самых разных возрастов проходят подготовку для включения в среду обычных сверстников. В этом здорово помогает прикладной анализ поведения — АВА, благодаря ему дети учатся не только академическим навыкам, но и социальным — умению общаться, слышать собеседника и правильно вести себя в коллективе. Самому младшему воспитаннику нашего центра — почти 2 года, самому старшему — 15 лет.

РАДУГА

 ВИКТОР ШУБИН 
Арт-терапия на групповых занятиях и участие детей в театральных постановках студии «Счастливое время»
Включение в среду норматипичных сверстников
Консультирование родителей
Воздействие на государственные органы власти и стимулирование их деятельности

НКО «Радуга» помогает особенным детям через арт-терапию. Есть мнение, что расстройство аутичного спектра — не заболевание, а состояние человека, и его можно улучшить, если заниматься искусством. После того, как мы выиграли конкурс президентских грантов, создали с режиссёром Вадимом Тетиевским «Неигрушечный театр». Спектакли смотрели норматипичные сверстники, и таким образом мы решили сразу две задачи — просветительскую и инклюзивную. Ещё пять лет тому назад уровень стигматизации родителей был крайне высок. На детские площадки детей не выводили, малышей стыдливо прятали и боялись включать их в социум. Это, конечно, неправильно. И именно поэтому сотрудники нашего центра часто выступают в СМИ и открыто рассказывают о проблемах. Мы устраиваем не только инклюзивные праздники, но и участвуем в совещаниях при Администрации города Сочи. Мы вносим предложения юридического, организационного характера и первыми в своё время поставили на повестку дня перед органами власти необходимость реализации права особенных детей учиться в обычных школах с тьюторами.

Я никогда не думал, что буду настолько сильно погружен в эту тему, но особый ребёнок может родиться действительно в любой семье, не взирая на образ жизни и социальный статус. Внутриутробный маркер аутизма обнаружить невозможно. Визуально на первых годах жизни ребёнка заметить что-то неопытным родителям крайне трудно, поэтому я ратую за раннюю диагностику и пристальное внимание мам и пап к развитию своих детей.