Анскулинг


Ваши дети могут не ходить в школу. И это прописано в законодательстве. В 1991 году в России появилось понятие семейного образования, и это позволило родителям самостоятельно заниматься обучением своих чад. Всё, что нужно сделать до 18 лет в обязательном порядке, — сдать два экзамена за 9 и 11 класс. А после — получить аттестат, в котором даже не будет указана форма обучения. В Сочи, где остро не хватает школ, а классы переполнены, к анскулингу присматриваются всё больше родителей. В преддверии нового учебного года мы поговорили с тремя семьями, практикующими семейное образование, и поняли, что их дети очень счастливые люди.

Екатерина Беседина
Мама трёх анскулеров

 

 

Последние полтора года в Сочи я создаю сообщество родителей, которые придерживаются концепции анскулинга. В нашем чате уже около 200 человек. Мой личный опыт показал, что осознанный подход к воспитанию и образованию даёт очень хорошие результаты. Началось с того, что мой первый ребёнок имел особенности развития. Дислексия не позволила быстро освоить чтение и письмо, и если бы мы отдали Анжелику в школу, у неё упала бы самооценка и появились комплексы. Я считаю, что в юном возрасте не нужны ярлыки — кто в классе отличник, а кто отстающий. Сейчас дочке 13 лет, и она окончила по программе уже шестой класс. Параллельно с этим она играет на скрипке, ходит на массу кружков и совершенно не похожа на человека, которому комиссия когда-то ставила диагноз «умственная отсталость». Моя главная задача на посту мамы — развивать в детях навык самостоятельного обучения и повышать их самомотивацию. Мой второй сын, например, опережает сверстников, и я понимаю, что в школе от многократного повторения материала он бы быстро заскучал. К слову, самая младшая (5,5 лет) уже сама не планирует идти в школу, и это её искреннее желание.

 

 

Система нашего семейного образования основана на том, что в начале каждого учебного года я знакомлю детей со всем массивом информации, который им нужно пройти за год. Далее мы разбиваем объём на эпохи или блоки: три месяца — на биологию, три месяца — на географию и так далее. Анжелике, например, трудно читать книги, поэтому из учебников она берёт только названия тем и дальше уже смотрит в интернете лекции или фильмы BBC. Сейчас есть очень много возможностей для комплексного образования в семье. Например, на сайте Российской электронной школы представлен полный курс уроков от лучших учителей страны. Всё в видеоформате отменного качества, и знания доносятся действительно доступно, как для деток первого, так и 11 класса. Чтобы узнать, насколько хорошо мой ребёнок усвоил материал, на сайте nsportal.ru (официальная сеть работников образования) я скачиваю тесты за конкретный класс и проверяю. Если есть пробелы — разбираем или снова смотрим видеолекции. Ряд предметов изучается на практике, благо в Сочи есть робототехника, «Сириус» и прекрасный эколого-биологический центр. В последнем, например, в условиях реальной жизни учат прививать растения, и, согласитесь, это гораздо нагляднее, чем просто читать о процессе в учебнике. Русский язык мы проходим по моей авторской методике. Семёна, своего среднего ребёнка, я прошу переписывать тексты о любимых компьютерах. Так у него возникает насмотренность и привычка грамотно писать.

Анскулинг здорово помогает воспитывать людей с гибким и свободным мышлением. Дети живут без стрессов, отметок, понимают ценность чистого знания и несут ответственность за своё обучение. Но я также хочу сказать, что анскулинг никогда не сможет быть реализован в той семье, где нарушаются границы, иерархия и нет взаимоуважения. Только тёплые отношения позволят мотивировать ребёнка даже в подростковом возрасте ежедневно заниматься и достигать поставленных целей.

@besedina_blog

Инна Мартыновская
Восемь лет семейного образования

 

 

Мы перешли на семейное обучение после первого класса. В жизни появился спорт, и была сделана ставка именно на него. Большой теннис требует много времени — это постоянные сборы, соревнования и разъезды. А посещать школу и работать над званием мастера спорта — не всегда параллельные дороги. Сейчас дочке 15 лет. Она взрослый и самостоятельный человек, который учится в Международной академии Empire Tennis Academy в городе Трнава. В Сочи Ирма получила очень многое, стала настоящим игроком, бойцом, а в Словакию уехала за ещё более крупными достижениями.

Когда ребёнок был маленьким, мы возили его к репетиторам и получали образование в ускоренном индивидуальном порядке. Сейчас за помощью к педагогам обращаемся только по алгебре и геометрии. Чтобы получать знания, Ирма использует все доступные ей каналы: учебники, задачники, тесты, видео/аудио уроки, а также специальные программы, подобранные предметниками. Мы официально прикреплены к определённой школе, и в конце каждого года сдаём в ней экзамены. К ним дочка усиленно готовится за две недели. На такой же срок она приезжает из Словакии домой демонстрировать знания. Спорт и семейное воспитание приучили её к самодисциплине. Например, за восемь лет образования при участии школы (Ирма учится по схеме, которую предоставляют педагоги) недопонимания у нас случались всего несколько раз, и то в начальной школе.

 

 

Вопрос получения высшего спортивного образования я не ставлю ребром. Для меня и мужа важно дать дочери профессию, с которой наш ребёнок сможет всегда себя обеспечить. И интуитивно мы сделали правильный выбор — физиологически Ирма оказалась максимально приспособленной к большому теннису. Эмоционально — не всегда, но мы работаем над её психологическим комфортом.

О минусах анскулинга мне нечего сказать, я вижу только плюсы. Дочка получает чистую информацию, умеет анализировать её, и это корректно вписывается в сложный график, где есть спорт, ОФП, фитнес, перелёты, состязания, дневной сон, занятия по интересам и изучение двух языков.

@martynovskaia_inna

Марина Дмитриева
Семь анскулеров

 

 

У меня семь детей — от 4 до 19 лет. Так или иначе, все они попрощались с классической системой образования. Старшие — профессиональные спортсмены — уже перевелись в школу олимпийского резерва. Младшие (3, 6 и 10 классы) — учатся в небольшой частной школе по типу семейного образования. Там не ставят оценки, не задают домашние задания, рекомендуют родителям не разжёвывать пройденный материал и создавать среду, в которой интереснее познавать, чем зубрить. В классе всего 10 человек, и меня это очень устраивает. Я противник традиционной школы, которая крадёт драгоценные 11 лет, становится источником постоянных переживаний и негативных эмоций. Кроме того, там происходит неправильная социализация. Дети в разношёрстном коллективе копируют неверные установки и чужие семейные ценности.

 

 

Проект, в котором сейчас проходят обучение мои дети, гарантирует здоровую психику, хороших педагогов и знание трёх языков. Дополнительно на репетиторов деньги мы не тратим, считаю, что свободное время и ресурсы лучше направлять на художественные и спортивные секции. Быть может, я вас огорчу, но мне совершенно всё равно, как учатся мои дети. На переживания об этом я точно не положу свою нервную систему. Меня больше волнует, что по каким-то причинам общество решило научить детей разбираться в тангенсах и котангенсах, мало применимых к реальной жизни, и не научить самостоятельно мыслить. В классической школьной программе нет ни одного предмета, который бы формировал ясное и целенаправленное мышление. Именно поэтому для меня важнее не оценки, а понимание, что дети ставят и достигают целей. Самая частая фраза в доме созвучна этим мыслям: «Делайте, что хотите! Только развивайтесь и не стойте на месте в том, что вам нравится!»

@7kids.mom