8 самых узнаваемых архитектурных стилей Сочи

Совместно с главным редактором онлайн-издания «Архитектура Сочи» Натальей Захаровой рассмотрели архитектурные течения, представленные в городской среде Сочи, и выделили основные из них.

Неоромантизм

  • 1890 – 1910-е годы

Неоромантизм — реакция на стремительную индустриализацию европейского общества на рубеже XIX–XX веков, антитеза реалистическим и натуралистическим традициям в литературе, музыке, живописи; влияние эклектики, синтез модерна и элементов национальных и исторических стилей в архитектуре — особое внимание уделяется декоративному оформлению зданий.

«Властелин колец», «Шерлок Холмс» и «Остров сокровищ»; произведения Рахманинова, Скрябина и невероятной красоты Ярославский вокзал в Москве по проекту Шехтеля. В Сочи также сохранились образчики неоромантического направления в архитектуре — прекрасная вилла «Вера» недалеко от Филармонии, дача хирурга Якобсона на Светлане, чудом пережившая эпоху коммуналок обветшалая дача Зиновьевой на Виноградной, полуразрушенная дача Квитко (санаторий «Красный штурм»), претерпевшая серьёзную перестройку дача Дубовских в Хосте (сейчас это третий корпус филиала военного санатория «Аврора», в очертаниях которого, честно говоря, с трудом угадывается великолепный каменный замок с зубчатой башней).

Модерн

  • 1890 – 1910-е годы

Модерн качественно перестраивает отношение к содержанию, конструированию и оформлению зданий. Современные на тот момент технологии и материалы (железобетон, бетон, стекло и металл) позволяют кардинально изменить организацию рукотворного пространства — сглаживаются углы, формы обретают плавность и лаконичность, линии устремляются вверх, используются каркасные конструкции, господствуют прямоугольные, цилиндрические фигуры и асимметричные решения, ордерная система и прочие исторические заимствования уходят в прошлое.

Магазины, торговые ряды, доходные дома, огромные павильоны и загородные виллы, административные здания, Саграда Фамилия и Эйфелева башня — модерн, кажется, универсален. Художники и архитекторы ищут вдохновение в природных закономерностях, это отражается в декоре с растительными узорами, приглушённой цветовой гамме, нетривиальных изгибах лестниц, перил и кованых конструкций. Модерн порождает множество стилистических и географических ответвлений: неоромантизм, югендстиль в Германии, «северный модерн» в Санкт-Петербурге и, представьте себе, «сочинский модерн». В Сочи сохранилось несколько зданий начала ХХ века: действующая библиотека имени Пушкина, дом первого городского врача Гордона, расположенный напротив «Александрийского маяка», здание казначейства на Орджоникидзе и недавно отреставрированный дом купцов Политиди на Москвина (сейчас здесь располагается арт-галерея «Форт»), пятиэтажная вилла «Теремок» братьев Рановских в районе Светланы (нынешний пансионат «Подмосковье» по адресу Депутатская, 14). Большинство этих строений создано по проектам Алексея Буткина, который был главным городским архитектором в конце XIX – начале XX века.

Конструктивизм

  • 1920-е – начало 1930-х

Конструктивизм рождается в России во времена разрушительной революции и гражданской войны. Это авангардное течение ищет новые рациональные формы, которые соответствовали бы прежде всего функциям построек и определяли бы пространственную композицию. Конструктивизм отказывается от исторической преемственности и декоративных элементов — несмотря на аскетичность, динамика вертикальных и горизонтальных линий, каркасных структур и простых решений смотрится не менее выразительно. По сути, это антитеза вычурности, всё подчёркнуто строго, лаконично, утилитарно.

В Сочи образцом конструктивизма является Центральный военный санаторий имени Ворошилова на Бытхе — тот самый, с фуникулёром. Он был построен в 1934 году по проекту архитектора Мирона Мержанова, а тремя годами позже выиграл гран-при Парижской выставки. На Мацесте сохранились останки здания института курортологии и физиотерапии (Санаторий №7) авторства знаменитого Алексея Щусева. В очерках авангардного архитектора Николая Соколова подчёркивается, что в этом проекте Щусев путём умелого расположения балконов различной конструкции создал разнообразную светотень, тем самым переборов «коробочность» архитектуры конструктивизма с её глухой, скучной поверхностью стен. Ещё один экземпляр рассматриваемого стиля — Санаторий №8, бывший «Горный воздух» и нынешний центр армейской подготовки. Этот объект, наряду с ветшающим институтом курортологии, английский фотохудожник Ричард Паре упоминает в своей книге «Потерянный авангард: советская модернистская архитектура 1923–1932». Санаторий №8 был построен по проекту братьев Леонида и Александра Весниных в 1927 году.

Постконструктивизм

  • 1930-е

Постконструктивизм, или советское ар-деко, — мост между аскетичным конструктивизмом и пресыщенным советским ампиром. При сохранении лаконичных конструктивистских решений здания теряют лёгкость и превращаются в монолиты, появляются такие характерные постконструктивистские элементы декора, как настенные изображения в технике сграффито, кессонированные арки и имитационная рустика, безордерные колонны, открытые лоджии и, наоборот, аттиковые этажи с колоннадой под крышей. Прослеживаются отсылки к формам древних египетских и римских гробниц, восточных мавзолеев; появляются круглые окна, подчёркнуто острые углы и динамичные формы, глубокие порталы, рамки у дверей и окон. В Сочи примерами постконструктивизма являются гостиница «Приморская», построенная в 1936 году по проекту Наумычева и Ребайна, хостинский портопункт около центрального причала и санаторий «Золотой колос» архитектора Еськова.

Модернизированная неоклассика

  • 1910 – 1930-е

Формула модернизированной неоклассики = элементы классического стиля (ордерные системы, монументальность) х асимметрия, плавность и декор модерна + лаконичность и геометризм конструктивизма. Этот архитектурный стиль является ретроспективным по отношению к модерну, он начинает развиваться в 1910-х годах в Санкт-Петербурге.

Модернизированная неоклассика в Сочи — санаторий «Мацестинская долина». Архитектор Ефимович спроектировал его ещё в 1930-е, однако строительство началось уже после войны, открылся он только в 1953 году. Также напротив нынешнего Rodina Grand Hotel & SPA сохранилось полуразрушенное здание санатория «Красмашевский», выполненного в стиле модернизированной неоклассики по проекту ленинградского архитектора Давида Бурышкина в 1936 году. Главный корпус подвергся реконструкции, что значительно изменило его вид и восприятие — после перестройки с фасада исчезли характерные спаренные колонны, изобретение архитектора Фомина.

Сталинский ампир — неоклассика — советский монументальный классицизм

  • Середина 1930-х – середина 1950-х

Запечатлённый в камне сталинский ампир — тоталитарное искусство, ради которого иностранные туристы приезжают в Россию на протяжении последнего полувека. Монументальный, роскошный, величественный: «дорого-богато» и красиво — это про него. Советская неоклассика смело использует помпезные элементы барокко, отсылает нас к торжественной и мрачной неоготике, слаженности и приземлённости классицизма и ар-деко. Для внешнего декора сталинского ампира характерны изображения советских звёзд, снопов колосьев, венков, а также наличие фигур и скульптурных групп. Внутреннее убранство под стать богатому фасаду — лепнина, дерево, мрамор, керамика, массивные хрустальные люстры, бронзовые светильники, тяжёлая резная мебель.

В Сочи представлено множество образцов сталинского ампира: здания железнодорожного вокзала (архитектор Алексей Душкин, 1952 год), морского вокзала (авторы — Каро Алабян и Леонид Карлик, 1955 год) и санаторий имени Орджоникидзе (архитектор Иван Кузнецов, 1937 год) — только некоторые из них.

Ранний модернизм — минимализм

  • Середина 1950-х – 1960-е

Модернизм начинает завоёвывать западный мир по окончании Второй мировой войны. Отчасти это реверанс в сторону лаконичной японской культуры, которую начинают в это время открывать европейцы и американцы. Однако в России в тот момент расцветает роскошный ампир, и только после смерти Сталина в СССР начинают подниматься вопросы о рациональности применения такой затратной архитектурной мысли в тяжёлые послевоенные годы. Перед страной стоит вызов обеспечить жильём массы, и в 1955 году выходит постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Эта веха и считается началом эпохи советского модернизма, не менее самобытного и самодостаточного архитектурного явления, воспетого позже в книгах известных фотохудожников.

Ранний модернизм минималистичен, строго функционален, следует логике «лучше меньше, да лучше». Отсутствие декора, в основном прямые линии, аскетичность, мягкие или природные цвета, большие окна, раздвижные двери — образцами этого стиля в Сочи являются «лёгкое» здание сочинского автовокзала с волнообразной крышей (архитектор Вячеслав Морозов, 1966 год) и торговая галерея на Навагинской (архитекторы Елена Анцута и Вячеслав Кузнецов, вводилась в эксплуатацию по блокам, первый блок был построен в 1972 году).

Поздний модернизм — монументализм

  • Конец 1960-х – 1990-е
Festivalnyi
dagomys

В эпоху застоя советские архитекторы, словно под тяжестью остановившегося времени и установившихся нравов, начинают приземлять воздушные замки — здания становятся тяжелее, массивнее и брутальнее. Модернизм приобретает черты монументализма. Поздний модернизм — монументализм в нашем городе — это здание сочинского цирка (группа архитекторов под руководством Юлиана Шварцбрейна и Инессы Рябышевой, 1971 год), концертный зал «Фестивальный» (великолепный проект авторства Виктора Шульрихтера, реализованный в 1979 году, который чудом отвоевали от сноса под новую застройку несколько лет назад). К этому стилю также относят санаторий «Зелёная роща», Гранд Отель «Жемчужина», оздоровительный комплекс «Дагомыс» и даже отель «Рэдиссон Лазурная». Проект последнего, что интересно, был разработан институтом «Южгипрокоммунстрой» ещё в конце 1970-х годов.

1 комментарий

Комментирование закрыто